Яндекс.Метрика

Движение - жизнь

В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и
все что угодно, но только не себя самих.

Платон

 

Эта статья направлена прежде всего родителям, задумывающимся о будущем свих детей, хотя будет полезна и всем любознательным людям.

Мы предлагаем задуматься, что будут представлять собой наши дети и внуки через некоторое время. Задуматься над тем, какую роль в жизни человека занимает физическая культура.

Уже в течении многих столетий в Китае существует система под названием УШУ. По своей исторической сущности УШУ является комплексной, открытой системой развития человека. Основная задача УШУ – обеспечить выживание человека в окружающей среде. Для этого, наряду с физической тренировкой, путем изучения восточных единоборств, происходит совершенствование умственных, эмоциональных, морально-волевых, психических и духовных качеств человека.

Zen

Такой подход связан с особенностями лежащей в основе УШУ китайской философии, которая направлена прежде всего на человека. Понять и развить себя, найти своё место в природе и обществе, а в результате получить здоровую, гармоничную и безопасную жизнь - вот главная задача УШУ и китайской философии.

Но что мы имеем в настоящее время? За последние годы число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и среди контингента детей, поступающих в школу, составляет лишь около 10%. Одной из причин резкого ухудшения здоровья подрастающего поколения являются несовершенство сложившейся системы физического воспитания детей, в основе которой отсутствует принцип единства психического и физического развития. Другой причиной является близорукость родителей, которые не хотят видеть основополагающую роль физического развития в жизни человека.

Вся наша жизнь базируется на физическом теле. При слабом здоровье проявляется слабый жизненный тонус, человек не может не только эффективно работать и учиться, но и наслаждаться всеми прелестями жизни. Это приводит к падению социального статуса, снижению самооценки и, как следствие, возникает постоянная неудовлетворенность жизнью и депрессия.

Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических и интеллектуальных качеств детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста. Отставание в умственном развитии приводит к отставанию и в развитии физических качеств. Доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность. Физические упражнения оказывают прямое и опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе занятий.

Но многие родители не только сами обладают слабым физическим развитием, но и продолжают игнорировать эту проблему у своих детей. Тем самым стимулируется формирование слабого здоровья у новых поколений, что мы и наблюдаем в настоящее время. А следующий этап – это отставание в умственном и социальном развитии. Ведь слабое здоровье и отставание в физическом развитии являются одними из факторов, приводящих к умственной слабости. Можно лишь удивляться беспечности родителей, с которой они дожидаются перерастания физической слабости в умственную отсталость у будущих внуков и правнуков.

На самом деле, человека невозможно в чем либо убедить. Он может только поверить в идею, принять её и следовать по пути её реализации. Тоже самое обстоит и с УШУ. Кто-то скажет, что это пустое занятие, а кто-то увидит в нем глубокий смысл и пользу.

Надо знать, что самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих способностей человека – до 9 лет. А именно в этом возрасте физическое движение занимает первостепенное место в деятельности человека. Очень важно не упустить это время.

УШУ является великолепнейшим средством для решения физического, интеллектуального, психического и морального развития человека. Можно конечно обратиться к спорту. Но современный спорт, к сожалению, не способен справиться с этими задачами. В современном большом спорте совершенно отсутствует философская мысль. А раз нет идейного стержня в большом спорте, то его невозможно найти как в массовом спорте, так и в физкультуре. И спортивные тренеры не имеют никакого представления, как увязать физическое совершенствование с умственным развитием и моральным здоровьем учеников. Хотя и встречаются редкие исключения. В настоящее время спорт отождествляется прежде всего со спортом высших достижений, где спортсмен является расходным материалом для достижения чьих-то целей.

В УШУ же стремятся к созданию гармоничного человека. Активные двигательные действия направляются на развитие умственной сферы ученика, его психологической устойчивости и морального здоровья. С древних времен разработаны методы и приемы, объединяющие в учебном процессе как умственную, так и физическую деятельность. Это особенно необходимо маленькому ребенку. Ведь маленький человек начинает постигать мир преимущественно через физическое движение, и развитие мышления также происходит через движение. Чем шире и глубже набор двигательных действий, тем эффективнее развивается мышление. Операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения и пр. (так необходимые для эффективного мышления) должны пронизывать каждое движение. В УШУ этому придается первостепенное значение. Специфические движения УШУ требуют постоянного контроля со стороны центральной нервной системы и корректировки выполняемых действий. Таким образом, обеспечивается участие высших психических функций при выполнении упражнений, что положительно влияет на умственное развитие. В состоянии же слабой физической активности у ребенка снижается обмен веществ и уровень информации, а это в свою очередь, приводит к ослаблению регулирующей функции мозга, отражается на всем здоровье, в том числе и психическом.

Методика УШУ направлена не просто на физическое развитие, но и на укрепление здоровья, на формирование правильной осанки, согласованную работу всех органов и систем организма. Необходимо избежать травматизма и в массовом порядке создать крепкого человека.

Особое внимание в УШУ уделяется развитию умения тонко чувствовать и точно дозировать движение по направлению, времени и усилию. Вырабатывается высокая чувствительность к пространственным, временным и силовым параметрам движений, развивается умение тонко улавливать информацию, тонко контролировать слух, остроту глаз и движения мышц, что создает основы для качественного умственного развития.

УШУ требует не только прекрасно развитых физических качеств, но и хорошо развитого тактического мышления. А хорошему тактическому мышлению присущи такие качества, как внимание, наблюдательность, анализ ситуации, склонность к прогнозированию, многовариантность решений, хладнокровие, умение контролировать эмоции и быстрота мышления. А данные качества необходимо применять в любых жизненных ситуациях, а не только в тренировочном зале.

Бурное развитие всех этих качеств возможно именно благодаря прикладной сущности УШУ. Состязательный характер УШУ является мощнейшим катализатором в становлении интеллектуальных способностей человека. Никакая бездумная гимнастика не сможет дать столь положительных результатов.

При этом надо тонко чувствовать идеальный баланс между физическим и умственным напряжением. Чрезмерная трата энергии на выполнение физических движений приводит к её дефициту при формировании центральной нервной системы у детей и наоборот. Именно поэтому мы можем часто наблюдать у хороших спортсменов, которые интенсивно тренируются с раннего детства, признаки детского мышления и недалекий интеллект, плохую социальную адаптацию.

Благодаря занятиям УШУ, в организме происходят положительные изменения. Совершенствуются сила, пластичность, равновесие нервных процессов. Растет координирующая и регулирующая роль нервной системы. Занятия УШУ стимулируют развитие способностей человека, расширяют границы и гармонизируют работу головного мозга. Отдельно хочется отметить благотворное воздействие УШУ на осанку ребенка, что позволяет устранять ее некоторые дефекты. В ослабленном организме происходят нарушения опорно-двигательного аппарата. А беспечные родители, порой, обращают на это внимание слишком поздно, когда нарушения становятся слишком существенными. Искривленный позвоночник, неправильно сформированная грудная клетка крайне негативно влияют на деятельность внутренних органов и приводят к ухудшению качества жизни.

Основной рост клеток головного мозга заканчивается к 14-16 годам. И если упустить драгоценное время, то ребенок будет жить не в полную силу своих возможностей. Родители должны это четко осознавать. Но надо добавить, что в любом возрасте, под влиянием упражнений, могут развиваться умственные способности и укрепляться здоровье, хотя эффективнее всего это происходит в детстве.

УШУ является своеобразной лакмусовой бумажкой, позволяющей выявить одаренность ребенка. Одной из характеристик, отличающих одаренного человека, является любознательность. Любознательность – это жажда новизны, познания, жажда умственной стимуляции, потребность в умственной деятельности. Для каждого здорового и одаренного человека любознательность является неотъемлемой чертой. Глядя на занимающегося УШУ человека, можно четко понять, насколько стремление к познанию, умение концентрироваться и глубоко проникать в сущность задачи, способность настойчиво добиваться цели, присущи данному человеку. Любознательность является неотъемлемой чертой талантливого человека и проявляется, практически, с ранних лет жизни человека. Неспособность же воспринимать новое, лень свойственны людям ограниченным, независимо от уровня образования.

Умственно и физически одаренные дети получают удовольствие от физических нагрузок и умственного напряжения. Одаренный человек уже с ранних лет считает делом чести проявить отличные навыки в любом деле, в том числе и в физических упражнениях. И чем шире круг интересов, тем более одаренной и многогранной, а значит и гармоничной, является личность человека. Порой можно наблюдать детей, которые безучастно относятся к занятиям. А наивные родители думают, что такие дети смогут реализовать себя в другой деятельности. Но чудес не бывает, и дети с неразвитой мотивацией не проявят себя нигде. Ключевым фактором в этом вопросе является воля. Без нее невозможно устойчивое развитие и проявление одаренности. Воля является не только способностью, но и потребностью преодолевать трудности. Но у многих детей зачатки воли и любознательности так и не перерастают в сильные и устойчивые качества, а родители не хотят обращать на это внимание. С другой стороны, целенаправленные занятия УШУ стимулируют развитие этих качеств и содействуют формированию личности.

Надо понимать, что физическое движение является первым доступным для ребенка действием. И именно через движение ребенок постигает все операции мышления. На самом деле человек должен овладеть методами мышления, выработать способы принятия решений, контроля над эмоциями и психикой. Именно эти навыки и помогают человеку добиться успехов в жизни. Современное образование совершенно не занимается этими вопросами. Наше образование сводится лишь к заваливанию ребенка большим количеством информации, порой бестолковой. А большинство людей как не имело представления о законах мышления, так и не имеет его до конца дней. В отсутствии системы физвоспитания, современные дети обладают худшим здоровьем и физическими кондициями. Но их нагружают все большим и большим количеством информации. Слабый организм не получает удовольствия от учебы, у него не формируется устойчивой потребности в процессе познания и творчестве, он не выдерживает нагрузок и лишь переутомляется психически.

Можно и дальше перегружать психику за счет физического тела, но это приведет к плачевным результатам. В физически слабом организме нет воли, характера, нет упорства и мужества. В слабом теле – слабый дух. Слабый духом человек просто боится проявлять настойчивость в отстаивании своих интересов и всегда готов сдавать свои позиции перед лицом более наглых и решительных людей, он плохо приспособлен к выживанию. Особенно это касается мальчиков. Слабая физическая форма приводит, в конечном счете, к тому, что мужчина не надеется на использование своих мужских качеств, а ищет другие, альтернативные методы поведения, не свойственные мужчине. Желающие светлого будущего своим детям могут и дальше игнорировать эту проблему. Мы же все можем наблюдать как ширится армия безвольных, инфантильных мужчин, которые боятся брать ответственность на себя, иметь и отстаивать свою жизненную позицию. Но людям мало доказательств в жизни подобных последствий и они продолжают смотреть сквозь пальцы на недостатки в физическом развитии своих детей. Желающие пополнить эту армию могут сделать два шага вперед и продолжать игнорировать значение физической культурой. Все это может привести к окончательной деградации нации и ее вымиранию.

Физическое тело оказывает влияние на всю высшую нервную деятельность человека. Чем крепче тело, тем эффективнее эта деятельность. УШУ отбрасывает догматичное обучение. УШУ формирует широту взгляда, тонкое восприятие мира, сверхчувствительность к проблемам. УШУ учит прогнозировать ситуацию, искать новое, принимать самостоятельное решение.

Чем больше развита способность управлять телом, тем лучше и быстрее человек усваивает теоретические знания. Нужно добавить, что даже у взрослых людей, под влиянием правильных занятий, не только укрепляется здоровье, но и улучшаются умственные способности.

Некоторые пытаются сузить феномен УШУ до одного из видов спорта с ограниченным набором правил, которые можно выполнять рефлекторно. Но это не правильно. В УШУ нет ограничений, и для обеспечения выживания требуется использование самых разнообразных методов и средств.

Древнейшая китайская цивилизация сумела проникнуть в глубины человеческой личности и подарила миру замечательную систему физической культуры, включающую интеллектуальное, психическое и духовное развитие. Только лишь взаимное, гармоничное и творческое развитие всех сторон человеческой личности, с точки зрения китайской культуры, достойно истинного человека.

УШУ рассматривает физическое совершенство как фундамент на котором строится наше интеллектуальное и моральное совершенство. В УШУ требуется развивать неординарное, объемное мышление. Расширить мышление за пределы стандартных операций, приучить мозг к постоянному поиску необычных решений и умению, прежде всего, прогнозировать, предвидеть будущее. Просчитывать свои действия на несколько ходов вперед дальше, чем это может сделать кто-либо другой. Всё это является универсальными качествами, которые крайне необходимы в любой сфере деятельности. Надо научиться управлять не только телом и интеллектом, но и эмоциями. Ведь именно эмоции часто являются причиной поспешных, неудачных поступков. И это слишком часто происходит в жизни человека. Необходимо перенести методы мышления и управления эмоциями на все сферы деятельности.

Лишенный правильного физического развития ребенок обречен на проживание жизни в пол накала.

Все сказанное в равной мере относится и к взрослым. Ведь прежде всего пример родителей является для детей руководством к действию. Если взрослые не стремятся к совершенству, а лишь с удовольствием поучают, то это только разлагает детей. Роль родителей в становлении ребенка крайне важна. Они могут либо развить ребенка, либо обречь его на слабость. Заботясь о физическом воспитании детей, человек делает самый ценный вклад в своё будущее.


Кто недостоин высоты, Тому судьба очнуться павшим.

Лопе де Вега

 

 

 

Яндекс.Метрика